Два пожарничка бежали,
Да на кнопочку нажали.
Пип!
(Ребенок лежит на спине, родитель передвигает по телу ребенка указательный и средний палец, изображая бегущих пожарничков. Пальцы левой руки - по левой стороне тела малыша, правой руки – по правой. Последнее слова произносится при легком нажатии указательным пальцем на носик малыша.)
Вверх, вниз,
Вверх, вниз,
А теперь по кругу.
Вверх, вниз,
вверх, вниз,
Вот и весь сюрприз!
(Взрослый берет ребенка «под мышки», поднимает высоко вверх, затем опускает как можно ниже, кружится с ребенком на руках, вновь поднимает и опускает и, наконец, несколько раз подбрасывает.)
Мы уселись на качели
(раскачивают ребенка из стороны в сторону)
Полетели, полетели,
Туда-сюда, туда-сюда,
Вверх-вниз, вверх-вниз,
(поднимают малыша вверх и опускают вниз)
Я ни капли не боюсь,
Крепче к маме (к папе) я прижмусь.
(взрослый обнимает ребенка)
Тут - лес, тут – поляна,
(взрослый гладит ребенка по волосам, затем лбу)
Тут - бугор, тут - яма,
(ласково проводит сверху вниз по носику, губкам малыша)
Тут - грудь, тут - живот,
(гладит грудь, живот)
Тут сердце живет.
(прикасается к левой части груди)
Села мышка у окошка,
(на раскрытую ладонь родителя малыш ставит свои пальчики)
Посмотрела на дорожку,
(ребенок передвигает пальчики («идет») по ладони)
У дорожки дремлет кошка,
Вот открыла глаз немножко,
(взрослый поднимает пальцы)
Быстро в норку убегай!
(и сжимает руку в кулак)
Убежала! Ай!
(ребенок должен быстро убрать руку с ладони взрослого)
Подобные забавы - первые игры с правилами растущего человечка, малыш учится управлять своим поведением. Эти потешка – важный этап и в коммуникативном развитии ребенка: играя в «ловишки» с мамой или папой в различных модификациях он находится в психологически безопасной ситуации (забава лишена реальной состязательности), тем самым он подготавливается к игре со сверстниками.
Под моею крышей,
Жили - были мыши,
Мама стала их считать,
Насчитала ровно пять!
(Взрослый «строит крышу» - поднимает раскрытую кисть руки, ладонью вниз. Ребенок, изображая мышку под крышей, ставит указательный палец так, чтобы он коснулся ладони родителя. При произнесении последнего слова взрослый сжимает руку в кулачок, стараясь поймать пальчик ребенка – мышку. Ребенок старается быстро убрать руку («мышка убегает»).